Велокомпьютер Велокомпьютер начала XXI века – это довольно сложное устройство, способное дать большое количество необходимой велосипедисту информации.
Чаще всего велокомпьютер может:
• Определять пробег велосипеда (общий) • Определять пробег велосипеда (текущий) • Определять скорость езды в данный момент времени • Показывать время • Отсчитывать время, прошедшее с начала поездки • Определять среднюю скорость велосипеда • Автоматически включаться или выключаться при вычислении средней скорости, времени поездки и т.п. • Определять максимальную скорость велосипеда • Определять каденс (иначе – частоту педалирования) • Определять отклонения от средней скорости движения в ту или иную сторону • Программироваться • Переходить в энергосберегающий режим работы • Определять частоту пульса велосипедиста и температуру воздуха «за бортом» • Устанавливаться на двух разных велосипедах с различным строением колеса • Определять высоту над уровнем моря при помощи альтиметра • Определять номер включенной передачи
Для установок, как правило, используются диаметр колеса велосипеда в см или мм, скорость в км/ч или миль/ч, двадцатичетырех или двенадцатичасовая шкала времени, автоматическое вычисление средней скорости.
К современному велокомпьютеру предъявляются высокие требования: он должен быть устойчив к капризам непогоды (дождь, нахождение на прямых солнечных лучах длительное время, высокая или низкая температура воздуха, а также резкие перепады температур). Такими же надежными должны быть и провода, соединяющие компьютер с датчиком, закрепленным на колесе велосипеда. О том, что электронный велокомпьютер должен стабильно работать в условиях постоянной вибрации и опасности ударов, даже говорить нечего. Как правило, современные велокомпьютеры соответствуют заявленным требованиям на 100%. Единственное возможное исключение – бесперебойная работа при низкой температуре воздуха, хотя, большинство велокомпьютеров хорошо переносят даже отрицательные температуры. Единственный минус – ЖК-дисплей может «тормозить» при переключении между показателями из-за замерзания. Сам велокомпьютер при этом продолжает стабильно работать, проводя вычисления. После непродолжительного нахождения в тепле жидкокристаллический дисплей снова начинает работать в обычном режиме.
В магазинах вы можете встретить велокомпьютеры, изготовленные в форме браслета на руку или в стандартном корпусе, который предназначен для крепления к рулю. Второй вариант обычно более распространен, тогда как первый обычно используется в велокомпьютерах типа пульсометр.
Велокомпьютер в стандартном корпусе – съемный. Когда вы уходите, то снимаете его с велосипеда, на котором остаются только небольшие датчики: магнит на колесе, платформа на руле и геркон на вилке, соединенные между собой проводами. Воришкам ничего не перепадет. Бывают велокомпьютеры и с беспроводной системой, когда датчик на вилке является мини-передатчиком с индивидуальной батарейкой. Платформа – приемник, тоже с батарейкой. У такого велокомпьютера есть большое преимущество: вы можете не бояться порвать провода, задев ветки дерева или кустарник. Однако есть и существенные недостатки: низкая устойчивость к помехам (часто на такие системы отрицательно воздействуют сотовые телефоны и линии электропередач, сильным электромагнитным излучением мешая передаче данных между передатчиком и приемником и вызывая совершенно произвольные показатели), наличие трех батареек вместо одной и высокая цена.
Велокомпьютер в виде браслета на руку всегда беспроводной. Он очень неудобен: вам придется все время отрывать руку от руля, тратить время на рассмотрение показателей, одергивать мешающий рукав и т.п. Менять режимы работы при езде вообще невозможно, поэтому стандартный режим для такого велокомпьютера – автоматическая смена показателей один за другим.
В велокомпьютерах традиционного типа вычисление скорости езды и других показателей ведется по частоте импульсов датчика на колесе при учете его радиуса. Для определения скорости вращения педалей применяется дополнительный датчик, магнит которого крепится к шатуну велосипеда.